Деятель / А чего в школу-то не пошли? (Вступление + часть 1)

Рано или поздно эти записи должны были появиться, поскольку в комментариях к предыдущим порой было проблематично объяснить собеседникам нашу семейную точку зрения. И вот, почитав комментарии к недавней записи, моя жена за несколько часов написала прекрасную статью (даже скорее эссе) о том, как, почему и для чего именно мы не пошли в школу. На данный момент объёмы эссе увеличиваются, поэтому буду выкладывать её постепенно. Комментарии, естественно, приветствуются. Ибо часто именно из них, являющихся основными вопросами и претензиями со стороны всех собеседников, черпаются мысли для написания сего текста. Следует уточнить, что описываемое ниже относится исключительно к нашей семье и не является универсальным средством к обучению детей вне образовательных учреждений.

ЧАСТЬ I (см.ниже)
ЧАСТЬ II
ЧАСТЬ III


А ЧЕГО В ШКОЛУ-ТО НЕ ПОШЛИ? (Вступление + часть 1)

ОТ АВТОРА
Вообще я не люблю обсуждать то, что уже обдумала. Обдуманное отправляется на дальнюю полочку в голове, а тема разговоров с кем бы то ни было – я очень много разговариваю с разными людьми, это мой способ думать – это открытые вопросы. В споре истина не родится, но в диалоге - если не истина, то куча ценных мыслей непременно.
У меня нет готовых ответов на вопрос «почему ваш ребенок не ходит в школу?». Мне лень это обсуждать, я обычно отвечаю что-то вроде «а че там делать?» - зато разговор быстро завершается. Были месяцы и годы, когда мы это обсуждали с мужем, с людьми, чье мнение для нас важно и даже с теми, чье мнение для нас не имеет значения, но вот человек жаждет нас в чем-то убедить, а для нас тема так горяча, что мы не можем не ввязаться в дискуссию. Порой я среди ночи говорила «Вов, ты спишь? Знаешь, я поняла, семейное обучение не для нас, потому что...». Порой я приходила из магазина и говорила «Вов, знаешь, в школе нашим детям точно нечего делать!». Короче, наобсуждались. (О, если бы наши добрые советчики знали, сколько тапков ловит в голову родитель, решивший учить детей дома, сколько ему приходится трудиться перед принятием этого решения, сколько стен пробить, сколько бойкотов, оскорблений в свой адрес и чужих обид вынести, они бы больше никогда не пытались его в чем-то убедить.)
Похоже, каждый родитель хоумскулера обязан хоть раз в жизни написать пост о том, почему он родитель хоумскулера. А раз уж этой участи не избежать – давайте и я поскорее с этим покончу.

ВСТУПЛЕНИЕ
«В 2007-м году брал у Умки интервью для газеты "Молодой" И на вопрос "чему может научить рок-н-ролл" она дала такой ответ: "Сперва плохому. То есть в хорошем смысле плохому: «не ходи с ним, деточка, он тебя плохому научит». Плевать на учебу и работу, на истэблишмент, на правила, которые с детства вдалбливают семья и школа, на внешний вид (не отличаться от толпы), на здоровый образ жизни и так далее. То есть свободе в самых ползучих ее проявлениях. А потом хорошему: научиться самостоятельно отличать зерна от плевел, правила из серии «потому что так положено, заткнись и выполняй» от настоящих необходимых правил жизни, самостоятельно отучиться от тех веществ, которые сначала помогали, а потом стали мешать, от лени и распущенности - в пользу внутренней сосредоточенности на действительно важных вещах. Не идти на поводу у расхожих кодексов, но следовать своему железному негласному кодексу. То есть опять-таки - свободе. Сознательности и свободе. Сознательной свободе".
Согласен с Аней. И чуть добавлю. Свобода - это не пьяный корабль. Свобода - это когда есть четко заданный вектор движения. И ничто не способно тебя сбить с понта...» (с) 
Бранимир.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.
ХОУМСКУЛЕРОМ МОЖНО СТАТЬ ЗАДОЛГО ДО СЕМИ ЛЕТ

Когда я начала читать книгу Алексея Карпова «Семейное обучение как система», я слегка скривилась от того, что он начинает первую главу с дошкольного периода. Ну я же все это знаю, зачем об этом писать! Сейчас понимаю, зачем. Когда люди, не имеющие представления о семейном обучении, начинают задавать вопросы, то оказывается, что мы имеем совершенно разные представления о детях.

Наш старший ребенок не ходил в сад и – о ужас – до шести лет не ходил в кружки. Я ни разу в своей жизни не слышала от него фразу «мне нечем заняться». Только жалобы на то, что в сутках всего 24 часа. Гриша ездил со мной везде, ходил в офисы, где я брала удаленную работу, на концерты и фестивали, в лес, в гости, в музеи, на церковные службы, в дальние путешествия. В четыре года он по часу сидел в актовом зале дома престарелых и инвалидов, где я вела занятия, собирал конструктор или думал над тетрадями для первоклашек по математике, которые мы случайно прихватывали в книжных магазинах. В шесть – активно вникал в особенности работы с воспитанниками детского дома. Ему нужно было понимать все – что мы делаем в детском доме, зачем мы это делаем, почему важно делать хорошо или не делать никак. Единственное, о чем я жалею – что сразу не научилась сдавать с ним сессии.

Но это мое, мое, оно просто проходило боком. Гришина жизнь кипела совсем в других областях – в естественнонаучных. Года в три забылись машинки, его поглотил мир астрономии и не отпускал долго – целыми днями Гриша моделировал солнечную систему, разные затмения, созвездия и галактики. Потом появилось лего и осталось до сих пор. Интерес к строению вселенной сменился интересом к строению атома. Годам к пяти-шести Гриша научился не кидаться с головой в одну тему, а увлекаться разными вещами, чередовать и переплетать их. (Хотя это не помешало ему недавно несколько месяцев зависать на минералогии – но уже, вроде, отпустило). В чем же была роль родителей? Ну, его никто не трогал, всегда отвечали на вопросы и подсказывали, где что посмотреть-выяснить Покупали любые пособия, наборы и книги. Незадолго до своего пятилетия Гриша подошел и попросил научить его считать – мы научили до десяти, рассказали о числах до ста, потом до тысячи, объяснили принцип, дальше сам. Как Вова учил его читать, я не вникала – я же только водила пальцем по строчкам книг, читая ему, и помогала прочитывать вывески на улице, когда мы ехали в автобусе по каким-нибудь очередным делам. Реальным делам с реальной целью и реальным результатом, которые всегда нами обсуждались – а не «там тебя щас за большие деньги сделают умным профессиональные педагоги».

Да, не раз приходилось сталкиваться с ситуациями, когда «вон у тети Маши Петенька уже сам к психотерапевту пополз, а твой до сих пор от юбки не оторвался». Вова говорил «Ну и что, перерастет еще – все сможет». И перерастал, и все мог. В шесть с половиной начал один ходить в магазин и ездить на музыку, в семь уже завел свой круг друзей, которых мы не знали, ходил к ним в гости, звал к себе. В семь с половиной он впервые в жизни оказался на математической олимпиаде – в чужом городе, где родителей не пускали в здание. Не испугался, сам пошел, разобрался что к чему. Он не скрывал от нас того, что его друзья по двору ругаются матом, и того, что он сам начал говорить такие слова – при том, что в нашей семье это категорически недопустимо. И сам пришел к желанию избавиться от этой привычки, и избавлялся, и радовался результатам. Ему скоро восемь – он уже немного ориентируется в городе, во многие места ездит сам. Иногда подрабатывает няней – сидит с двухлетним ребенком моей подруги, т.к. игрушки предпочитает очень дорогие и карманных денег ему на них мало (о работе договаривается сам, я вообще не вмешиваюсь в эти дела). И ходит на курсы белорусского языка, где все очень сложно и непонятно – но ходит, потому что прекрасно понимает, что преодолевать трудности – это круто, а избегать трудностей могут себе позволить только люди слабые и не слишком многого хотящие от жизни.

Клево, да? Зато полтора года назад я привела Гришу в секцию ушу, и у него случилась паника – он рыдал и просился уйти, потому что страшно, потому что много чужих людей... Сначала я разозлилась, а потом мы ушли и больше туда не возвращались. Не нужно пересказывать, сколько раз в связи с этой историей я услышала фразы типа «это же ненормально!», «как он будет жить дальше?», «надо было отдать его в сад!» и т.п.?

Домашний ребенок развивается в другом темпе, чем ребенок в госучреждении. В своем, природном. Поэтому он может заговорить только после трех, а может начать читать в три. Может бояться разговаривать с посторонними в пять лет – а может в пять лет ходить в магазин со списком, уточняя у продавца состав продукта. Это не важно и ни о чем не говорит – это просто его темп. Вы его любите, вы его поддерживаете, а это значит, что он подрастет и все сможет.

Таким образом, сами того не заметив, мы получили ребенка, полностью готового к домашнему обучению.

Продолжение следует...
дети,домашнее обучение
  • Leonid, 24.01.2016 21:16 #
    +3
    3
    Зато полтора года назад я привела Гришу в секцию ушу, и у него случилась паника – он рыдал и просился уйти, потому что страшно, потому что много чужих людей..
     как вы его в 18 лет в армию отпустите?
    ответить на комментарий
    • grezov, 24.01.2016 21:21 #

      Вы другие абзацы читаете? 
      В шесть с половиной начал один ходить в магазин и ездить на музыку, в семь уже завел свой круг друзей, которых мы не знали, ходил к ним в гости, звал к себе. В семь с половиной он впервые в жизни оказался на математической олимпиаде – в чужом городе, где родителей не пускали в здание. Не испугался, сам пошел, разобрался что к чему...
      ответить на комментарий
      • Leonid, 24.01.2016 22:37 #
        +3
        3
        читаю и очень внимательно. Или вы не улавливаете суть моих вопросов или пытаетесь их не замечать. Одно дело когда ребенок находится там где ему интересно. Тот же магазин, куда он идет, или олимпиада, где ему хочется быть.И в первом и втором случае общение с окружением у него минимизировано. И тут же он попадает на спортивную секцию - где от него требуется не думать, а делать то что ему говорят. И  
        он рыдал и просился уйти, потому что страшно, потому что много чужих людей
        Это и называется "комнатное воспитание". Вы только не принимайте все эти комменты как агрессию против вас или попытку вас переубедить. 
        ответить на комментарий
        • grezov, 24.01.2016 22:44 #

          Он уже тысячу раз перерос и преодолел эти страхи. Вроде, русским по белому написано.
          ответить на комментарий
          • Leonid, 24.01.2016 22:48 #
            +1
            1
            Он уже тысячу раз перерос и преодолел эти страхи. Вроде, русским по белому написано.
             Где вы это написали? 
            Клево, да? Зато полтора года назад я привела Гришу в секцию ушу, и у него случилась паника – он рыдал и просился уйти, потому что страшно, потому что много чужих людей... Сначала я разозлилась, а потом мы ушли и больше туда не возвращались. Не нужно пересказывать, сколько раз в связи с этой историей я услышала фразы типа «это же ненормально!», «как он будет жить дальше?», «надо было отдать его в сад!» и т.п.?  Домашний ребенок развивается в другом темпе, чем ребенок в госучреждении. В своем, природном. Поэтому он может заговорить только после трех, а может начать читать в три. Может бояться разговаривать с посторонними в пять лет – а может в пять лет ходить в магазин со списком, уточняя у продавца состав продукта. Это не важно и ни о чем не говорит – это просто его темп. Вы его любите, вы его поддерживаете, а это значит, что он подрастет и все сможет. Таким образом, сами того не заметив, мы получили ребенка, полностью готового к домашнему обучению.
            ответить на комментарий
            • grezov, 24.01.2016 23:01 #

              Вова говорил «Ну и что, перерастет еще – все сможет». И перерастал, и все мог.  
              Но если уж речь принципиально об умении делать то, что говорят, то, например: 
              И ходит на курсы белорусского языка, где все очень сложно и непонятно – но ходит, потому что прекрасно понимает, что преодолевать трудности – это круто, а избегать трудностей могут себе позволить только люди слабые и не слишком многого хотящие от жизни. 
              И математическая олимпиада ему не была интересна - родители попросили ходить на олимпиады (не занять призовое место, но набраться опыта). Теперь сам хочет, а тогда вообще не хотел.
              ответить на комментарий
  • agnostic, 24.01.2016 23:02 #
    +1
    1
    Очень однобоко. Социализация - главный приоритет отдать ребенка в класс.  Вы можете помочь ему стать хоть марсианином (кстати хорошая альтернатива). Но не научите на словах как общаться с ровесниками и как защищать девочку от детей-переростков.
    ответить на комментарий
    • grezov, 24.01.2016 23:09 #

      Дождитесь второй и третьей части. Там как раз об этом будет.
      ответить на комментарий
    • riorita, 25.01.2016 08:14 #
      +2
      2
      ой, Даш, твои слова до Богу в уши) Пройдись по какой-нибудь Бровке и посмотри как там социализированные слои населения общаются на кратком матерном лексиконе, и о каком защитить девочку ты говоришь, наоборот там научат, что девочки - это вредно. Вон у меня Нина пошла в этом году в 1 класс, с ней сразу захотел дружить сын моей приятельницы, оказавшийся в том же классе. Мальчики (очень приличные, гимназия по самое не могу) объяснили, что дружить мальчику надо с мальчиками, а не с девочками)
      ответить на комментарий
    • lexalex, 25.01.2016 20:29 #

      На мой взгляд, школа это не панацея для социализации. А во вторых в школе научат только унижать слабых,  курить "если ты  не лох", пить, и похлеще чего нибудь. Не быть "заучкой" не выделяться оценками, быть в середине. ой там можно бесконечно продолжать чему в школе научат в плане социализации. а ведь кроме этого еще и много другому чему научить должны. по идее
      ответить на комментарий
      • Elem, 25.01.2016 20:34 #
        +1
        1
        Задача родителей - помочь, не уходя в себя, не будучи заучкой, научить уважать и принимать себя таким, каков ты есть. Не прогибаться под компанию, уметь отстоять свое мнение без ндрыва и разрыва. В конце концов, подбирать себе компанию.  Это трудно, да, проще изолировать или отпустить, осведомляясь л шь об отметксх, но в этом и есть суть родительства.
        ответить на комментарий
        • lexalex, 25.01.2016 20:36 #

          ээээ в чем? " изолировать или отпустить, осведомляясь л шь об отметках" ??
          ответить на комментарий
          • Elem, 25.01.2016 20:40 #

            сори, у меня всегда пальцы отстают от мыслей, а уж на виртклаве тем более. Суть помочь быть собой без отторжения и возвышения в мыслях от других. Не отгораживать от мира, а научить в нем жить.
            ответить на комментарий
            • lexalex, 25.01.2016 20:41 #

              вот школа этому точно не научит
              ответить на комментарий
              • Elem, 25.01.2016 20:49 #

                а разве я писала о школе? я писала о роли родителей
                ответить на комментарий
                • lexalex, 25.01.2016 20:50 #

                  и родители тоже не научат они же родители..тоесть как бы.. родители  это как тот буртик в ледовике) за который ты держишься, когда учишься кататься) и пока ты его не отпустишь, ты не научишься кататься
                  ответить на комментарий
                  • Elem, 25.01.2016 20:55 #
                    +1
                    1
                    могут научить хотя бы чему то, при чем родитель будет все время опасаться, что учит неправильно, ошибается, что надо бы запретить, оградить, защитить И так трудно когда ручка твоего ребенка ( и плевать,сколько ему лет) отрывается о бортика, ты шатнешься подхватить, удержать, а потом обратно: нельзя, он / она сама ...
                    ответить на комментарий
                    • lexalex, 25.01.2016 20:57 #

                      ага а потом посты на форумах типа не хочу жить, депрессия, кризисы
                      ответить на комментарий
                      • Elem, 25.01.2016 21:00 #

                        у кого депрессия??? у ребенка или родителя? это же все естествпнный процесс, и уход, и печаль, и своя жизнь Ребенок не собственность, он радость со своей жизнью2
                        ответить на комментарий
                        • lexalex, 25.01.2016 21:02 #

                          у выросших детей
                          ответить на комментарий
                          • Elem, 25.01.2016 21:07 #
                            +1
                            1
                            тут мне трудно понять Если взрослый человек в депрессии от якобы несчастного детства, то мне его жаль. Значит, он не вырос. Я не беру сейчас действительно трудные случаи.
                            ответить на комментарий
                            • lexalex, 26.01.2016 00:37 #

                              ну "депрессия" это так сказать слишком узко. там очень много психических проблем может быть. в том числе и так называемое ваше "не вырос". ну или эмоциональная незрелость или как там.. а причина вся в гиперопеке родителей в  детстве. которая на самом деле не опека а просто затюкивание..
                              ответить на комментарий
                              • agnostic, 26.01.2016 01:24 #

                                я не совсем осознаю, почему школу видят только с отрицательной стороны.  Мне школа дала социализацию и я с этим согласна. Я поступала в школе неправильно и одноклассники ошибались, но были прекрасные ситуации, где дети проявляли себя наилучшим образом. Была дружба, были "срачки". Были общие темы интересные во время перемен. Было все.  Это клевая жизнь, хоть в школу вернуться не хочу. Мне в работе в команде, во главе команды школа многое показала. 
                                ответить на комментарий
                                • Elem, 26.01.2016 07:54 #

                                  я только за школу, но сейчас пишу как мама А школа ... насчет недостатков со стороны учителей 1 есть разные учителя, к сожалению, но, поверьте, некоторые ужасы прото придуманы Может когда напишу пару историй забавных из тех, что можно озвуить 2 мы не всесильны, иногда видишь ситуацию а вмешатьс не имеешь права, да и кто казал, что ты прав
                                  ответить на комментарий
                              • Elem, 26.01.2016 07:51 #

                                И потому очень важно найти середину, смирившись, что при этом ты 1. После работы с гудящей головой не у ток шоу зависнешь, а выслушаешь ребенка. До определенного момента ети все расказывают, доверяют и виноваты в потере довери лишь взрослые, с нашим отстань, что получил 2. В какой то момент из везнающего родителя ты станешь просто товарищем, другом, потому что твой малыш вышел в большой мир
                                ответить на комментарий
              • agnostic, 26.01.2016 01:22 #
                +1
                1
                а чему научит жизнь?  В инсититуте почти те же правила. Хорошие и плохие. Кто-то захочет заложить учителя, который  прощает всей группе недозачеты и ставит оценки. В работе такой же грязи и хороших коллег можно найти. 
                ответить на комментарий
                • lexalex, 26.01.2016 01:25 #

                  нунуну.. универ это уже как минимум общага) самый что ни на есть мир))) в котором можно учиться жить
                  ответить на комментарий
                  • agnostic, 26.01.2016 01:26 #

                    все развиваться должно постепенно.  Спорить не буду, ничего в целом о вашей семье не знаю. Есть время заниматься с ребенком и вера в вашу позицию - значит так надо. 
                    ответить на комментарий
                    • lexalex, 26.01.2016 01:27 #
                      +1
                      1
                      я вот сейчас вспомнил) был я на 5м курсе а сосед пошел знакомится с первокурсниками. приходит и ржет. говорит мне мол первак ему выдал "бляя а как кровать застилать, я не умею, мне мамка застилала всегда"
                      ответить на комментарий
                      • agnostic, 26.01.2016 01:29 #

                        это очень страшная вещь? Научился наверное. Это же вопрос родительский. Ведь так? 
                        ответить на комментарий
                    • lexalex, 26.01.2016 01:31 #

                      я кстати не автор поста если что..
                      ответить на комментарий
                      • agnostic, 26.01.2016 01:32 #

                        а.. тогда ок :) Простите, курю кальян, отвлекаюсь.  
                        ответить на комментарий
                        • lexalex, 26.01.2016 01:33 #

                          кальян-мальян?
                          ответить на комментарий
  • marisabel 25.01.2016 02:21 #

    А как же дворовое общение? Во дворе много детей же. Он не боится? А почему в секции испугался?
    ответить на комментарий
  • IrKa, 25.01.2016 07:13 #
    +2
    2
    Читаю ваши посты и комменты к ним. Всё это здорово и имеет место быть, когда мама или папа могут себе позволить не ходить на работу, а заниматься детьми ))))
    ответить на комментарий
  • polunoch, 25.01.2016 09:59 #
    +3
    3
    чтобы там не говорили за "социализацию"... знаю, что школа повлияла на меня в этом плане крайне отрицательно, навязав в своё время лишь кучу комплексов и стереотипов, от которых не так-то просто было избавиться, столкнувшись с жизнью за её пределами.
    ответить на комментарий
    • agnostic, 26.01.2016 01:28 #

      скажу страшную вещь, как избитая судьбой (и некоторыми детьми).. Я (тут мат) очень рада, что все прошла и повоевала с некоторыми комплексами.  И каждый достоин своего комплекса. А нюансы взаимоотношений вполне могут помочь вырулить мудрые родители. 
      ответить на комментарий
  • lexalex, 25.01.2016 20:43 #

    хм а что если для социализации предложить ему занятся командным видом спорта
    ответить на комментарий
    • grezov, 25.01.2016 20:47 #

      У нас же все хорошо с социализацией! В статье лишь ответы на часто задаваемые вопросы.
      ответить на комментарий
      • lexalex, 25.01.2016 20:49 #

        но все равно а вдруг ему понравится. я вот очень жалею что ни какие кружки и секции в детстве не посещал
        ответить на комментарий
  • Dzmitry, 26.01.2016 08:59 #

    Общество будет оспаривать Ваше решение, будет приводить миллионы доводов против. Люди не любят тех, кто не такой как они, не усредненный. Выходящий за рамки. Поэтому не принимайте близко к сердцу их упреки и возражения. Делайте, если знаете что делать и поступайте так, как считаете нужным поступать. Отвечать Вам...
    ответить на комментарий
Ответить автору поста
grezov
178 постов
Последние комментарии
adelka
Nayana
Rodnulechka
adelka сёння ў 00:21
Elena-Leopold сёння ў 00:17
function li_counter() {var liCounter = new Image(1,1);liCounter.src = '//counter.yadro.ru/hit;bloger?t44.6;r'+((typeof(screen)=='undefined')?'':';s'+screen.width+'*'+screen.height+'*'+(screen.colorDepth?screen.colorDepth:screen.pixelDepth))+';u'+escape(document.URL)+';'+Math.random();}